Нередко случается так, что задний дерайлер (чаще этот узел называют переключателем) нуждается в капитальной чистке. Как бы хорошо ни вытиралась цепь после смазки – на поверхность втулок всё равно выступит некоторое количество масла при езде. От этого ни куда не уйти. Масло, в свою очередь, оседает на рабочих поверхностях роликов дерайлера, смешивается с пылью. В результате, на роликах постепенно растёт слой своеобразного «пластилина» - смесь из загустевшей смазки, пыли, песка и металлической микростружки с поверхности звёздочек и цепи.
Этот слой очень плотно прилегает к цепи в тот момент, когда звенья бегут по роликам. В результате, наблюдается некий круговорот песка в природе – с одной стороны, цепь приносит в «пластилиновый слой» новую грязь, с другой, если цепь протереть и смазать – начинает эту грязь с роликов активно собирать.
Конечно, если слой «пластилина» невелик, и находится только около зубьев роликов, его можно удалить без разборки дерайлера. Достаточно взять отвёртку с плоской рабочей частью, и аккуратно соскрести загрязнение, неспеша проворачивая шатуны. Разборка заднего дерайлера может понадобится в том случае, если ролики основательно забиты грязью, что может произойти из-за катания в плохую погоду по сырому грунту, по размытым лесным дорогам и при прочих экстремальных условиях. Так же, полная чистка дерайлера проводится в конце сезона, если байкер не намерен кататься зимой. К сильному загрязнению роликов приводит так же феноменальная лень некоторых велосипедистов.
Каковы бы ни были причины, но уж если вы стали перед необходимостью разобрать и почистить дерайлер, то делать это следует по приведённой ниже схеме. Следует отметить, что разборка и сборка дерайлера ни как не отражается на его настройке. Естественно, только в том случае, если вы ничего не перепутаете. Итак, начнем.
Рисунок 1
|
Переверните велосипед вверх колёсами, установив его на седло и руль. Под грипсы желательно подложить что-нибудь, чтоб манетки не касались пола. Вращая педали, переключателем перебросьте цепь на самую маленькую заднюю звёздочку. Так будет легче снять колесо. После снятия колеса, дерайлер «сложится» и займёт положение, показанное на рисунке. |
Рисунок 2
|
Отведите лапку дерайлера вверх. Шестигранным ключом на 3 мм выкрутите ось натяжного ролика. |
Рисунок 3
|
Придерживая рукой ролик, аккуратно извлеките ось. Если в роликах применены подшипники скольжения, следите, чтоб боковые чашки не соскочили с ролика и не потерялись. (На фото ролики на закрытых шариковых подшипниках) |
Рисунок 4
|
Удерживая ролик за боковые поверхности, извлеките его из лапки дерайлера и освободите от цепи. Цепь при этом, будет удерживаться фиксатором в середине лапки. |
Рисунок 5
|
Поверните лапку дерайлера против часовой стрелки до тех пор, пока не станет доступна ось направляющего ролика. Шестигранным ключом (3 мм) ослабьте ось, удерживая лапку за обе половины. Не выкручивайте ось полностью. |
Рисунок 6
|
Разведите обе половины лапки в разные стороны и выньте цепь из лапки. Внутренняя половина лапки вращается на ослабленной оси направляющего ролика. |
Рисунок 7
|
Вращая внутреннюю половину лапки, скрутите её с резьбы оси направляющего ролика. |
Рисунок 8
|
Снимите внутреннюю половину лапки, отложите в сторону. |
Рисунок 9
|
Направляющий ролик теперь полностью доступен. Снимите его с оси. Старайтесь не растерять боковые чашки подшипников скольжения, если ролик оснащён такими подшипниками. |
Рисунок 10
|
Протрите ролики и части лапки дерайлера ветошью, смоченной керосином или жидкостью «WD-40». Сильные загрязнения аккуратно удалите плоской отвёрткой или ножом. Перед сборкой, удалите остатки керосина или «WD-40» с поверхностей роликов и лапки сухой ветошью, чтоб на них не налипала пыль. |
Рисунок 11
|
Перед сборкой, смажьте резьбу на концах осей роликов консистентной смазкой. Установите ось направляющего ролика, наденьте на неё направляющий ролик, затем накрутите на ось внутреннюю половину лапки. Вложите в цепь натяжной ролик, как показано на рисунке. Заправьте цепь с роликом в лапку дерайлера и закрепите осью. |
Рисунок 12
|
Совместите внутреннюю и внешнюю половины лапки дерайлера, вкрутите ось натяжного ролика. При этом следите, чтоб верхняя ветка цепи находилась над лапкой. При установке внутренней половины лапки, цепь может зацепиться за фиксатор, и оказаться внутри. Это недопустимо. Убедившись в правильности сборки, окончательно затяните оси роликов. Не прилагайте чрезмерного усилия, чтоб не сорвать резьбу. |
Чистка роликов с подшипниками скольжения.
Отдельно остановимся на обслуживании роликов с подшипниками скольжения, как наиболее распространённых. Сложного тут ничего нет. Главное, извлекая ролики из лапки дерайлера, следите за тем, чтоб от ролика не отскакивали и не терялись части подшипника. Разбирая подшипники, не перепутайте детали от натяжного и направляющего роликов. Внешне они выглядят одинаково, но немного отличаются размерами.
Устройство ролика с подшипниками скольжения очень простое. Он состоит из самого ролика (рисунок 13), двух боковых чашек (1) и втулки (2).
Рисунок 13. Устройство ролика с подшипником скольжения
После извлечения ролика, его необходимо разобрать. Если смазки под чашками совсем не осталось, то они отвалятся сами. В этом случае останется лишь вытолкнуть втулку из ролика спичкой или зубочисткой. Если смазка осталась, то чашки будут приклеены к ролику, и их придётся легонько сковырнуть ножом или иглой. Разобранный ролик показан на рисунке 14.
Рисунок 14. Ролик в разобранном состоянии.
Разобрав ролик, тщательно удалите со всех деталей грязь и старую смазку. Если загрязнения особо сильные, то можно промыть все детали керосином. Для этого возьмите маленькую стеклянную баночку, например, от детского питания, положите в неё ролик, втулку и чашки (не смешивайте детали от обоих роликов, мойте по очереди), налейте в баночку немного керосина. Плотно закройте баночку крышкой и несильно поболтайте в керосине детали ролика. После промывки, насухо вытрите детали.
Смажьте промытую втулку тонким слоем консистентной смазки. Вставьте втулку в ролик. Заполните консистентной смазкой внутренние поверхности чашек, установите чашки на место и плотно прижмите к ролику. Удалите выступивший избыток смазки. Сборку дерайлера осуществляйте в последовательности, описанной выше.