Тормозные колодки, как и все части открытых, незащищённых от внешней среды, механизмов, нуждаются в периодической чистке. С этим могут поспорить многие велогуру, поскольку мнений относительно обслуживания тех или иных механизмов велосипеда существует много. Есть, например, немало веломехаников, считающих, что велосипедную цепь вообще не надо смазывать. И, в защиту своей точки зрения, они приводят немало вполне здравых аргументов. Но, вернёмся к нашим колодкам.
Что же происходит с тормозными колодками во время их работы, и почему колодки необходимо чистить? Чтобы понять это, рассмотрим подробно процесс торможения. Во время катания, когда байкер не пользуется тормозами, на поверхностях роторов (тормозных дисков) и колодок оседает дорожная пыль, поднятая колёсами, капли воды со взвешенными частицами песка, грязи и плёнкой машинного масла, если погода сырая. Когда же байкер нажимает тормозную рукоятку, колодки с большим усилием прижимаются к поверхности ротора, и вся осевшая на них грязь, слой за слоем, впрессовывается в микропоры и выбоины, которые всегда присутствуют на поверхности колодок. Далее, пока колодки прижаты к ротору, с рабочих поверхностей колодок срезаются частицы материала колодок, частицы впрессованной грязи и песка. Срезание происходит острыми кромками отверстий в роторе. И весь этот грязевой коктейль, сдобренный продуктами износа самого ротора, занимает новые поры и выбоины на поверхности колодок. На рисунке 1 показаны колодки: 1) новая колодка; 2) поработавшая некоторое время колодка.
Рисунок 1. 1) новая колодка; 2) поработавшая колодка
К чему же приводит подобный процесс? Самое заметное последствие загрязнения – это громкий неприятный скрип при торможении. Считается, что если тормоз заскрипел, то от этого он не стал хуже тормозить. Однако, это не совсем так. Загрязнённые колодки контактируют с ротором через тонкую грязевую плёнку, напрессованную на поверхность. А это ощутимо влияет на процессы трения в системе колодки-ротор, повышает износ и терзает слух. И не стоит забывать о масле. На любой автодороге, особенно в пределах города, присутствует масляная плёнка. После дождя эта плёнка собирается на поверхности луж, с брызгами воды заносится на поверхность колодок и роторов, постепенно накапливаясь там. А, как известно, тормоза – единственный велосипедный механизм, злейшим врагом которого является машинное масло. Кроме того, плёнка на поверхности колодок ухудшает прирабатываемость новых колодок.
Рисунок 2. Схема контакта ротор-колодка.
Как видно из рисунка 2, загрязнённая поверхность колодки становится гладкой, спрессованная грязевая плёнка ухудшает контакт колодки с ротором. Поэтому колодки необходимо периодически чистить, удаляя с рабочих поверхностей грязь и продукты износа. Особенно желательна чистка колодок в процессе притирки, если колодки новые. Удаление грязевой плёнки из неровностей колодок, не позволяет грязи и продуктам износа накапливаться на поверхности колодок и препятствовать сошлифовке материала колодки в процессе притирки. После притирки, поверхность колодки становится менее шероховатой, и на ней оседает гораздо меньше грязи. Именно по этой причине притёртые колодки перестают скрипеть, и тормоз работает эффективнее.
Но легко об этом говорить, а вот как на практике почистить колодки дискового тормоза, если к ним не добраться так же просто, как к колодкам ободных тормозов? Не будешь же каждый раз извлекать колодки из тормозных машинок – процедура эта относительно трудоёмкая. К тому же, притёртые колодки должны стоять на своих местах, а при частом извлечении колодок, их легко перепутать, если крепёжные ушки колодок расположены симметрично.
Выручит в такой ситуации несложное приспособление, изготовить которое вполне по силам каждому домашнему мастеру. Для изготовления понадобится отрезок парашютной стропы, кусок фанеры толщиной 10 мм, четыре винта М4 с гайками и шайбами. Важно, чтобы толщина стропы была не менее 1.5 мм. Иначе колодки просто не смогут зажать стропу. Чертёж приспособления для чистки колодок представлен на рисунке 3. Размеры приспособления даны ориентировочные и могут быть изменены для конкретной модели тормозов и велосипеда.
Рисунок 3. Инструмент для чистки колодок.
Пользоваться инструментом достаточно просто. Если тормоза механические – то справиться с процессом чистки можно и в одиночку, а вот в случае с гидравлическими тормозами, вам понадобится помощник. Перед чисткой, необходимо перевернуть велосипед вверх колёсами, установив его на седло и руль. Под грипсы желательно что-то подложить, чтоб переключатели (манетки) не касались пола и не царапались. Затем, нужно снять колёса.
Стропу необходимо пропитать средством для чистки тормозов (например R.S.P.), если нет такого средства – подойдёт очищенный бензин для заправки зажигалок. Не используйте ацетон, поскольку он растворяет материал стропы. Керосин и уайтспирит тоже очень нежелательны, поскольку имеют в своём составе примеси, остающиеся на поверхности после испарения. Подготовленный инструмент заправьте в тормозную машинку, как показано на рисунке 4.
Рисунок 4. Заправка инструмента в тормозную машинку.
Затем, если ваш велосипед оснащён механическими тормозами, удерживая одной рукой инструмент, второй рукой поверните рычаг подвижной колодки (к этому рычагу крепится тросик) так, чтоб колодки с небольшим усилием зажали стропу. Двигайте инструмент вперёд-назад, как показано на рисунке 4. Стропа при этом, должна быть плотно зажата колодками, но иметь возможность перемещаться между ними с усилием. Если на велосипеде установлены гидравлические тормоза, то вам понадобится помощник, который будет нажимать тормозную рукоятку. В остальном, процесс чистки ни чем не отличается от чистки механических тормозов.
В заключение, несколько слов о той ситуации, когда описанный выше способ чистки не помогает. Такая ситуация может возникнуть, если колодки долго не чистились, если вы, будучи в походе, попали в хороший «гряземес», а затем, изрядно забив грязью тормоза, несколько дней пользовались ими на маршруте. Чтобы привести в порядок тормоза в этом случае, колодки из них необходимо извлечь. Для этого придётся снять колёса, если тормоза механические. На многих моделях гидравлических тормозов, крепления колодок устроены так, что извлечь их можно, не снимая колёс. Если тормоза оснащены магнитным креплением колодок, как например, «Tektro IO», то извлечь колодки не составит особого труда. В случае крепления колодок шпилькой, необходимо плоскогубцами сжать вместе усики шпильки, после чего извлечь шпильку. Доставать колодки из машинки удобно большим пинцетом. Сразу после извлечения, пометьте колодки так, чтоб не перепутать их при установке. Это важно, иначе хорошо притёртые колодки придётся притирать заново.
Для очистки сильно загрязнённых колодок жидкие средства непригодны. В этом случае необходима абразивная чистка. Для этих целей отлично подходит чистящий порошок типа «Comet». В своём составе он содержит мелкие частицы абразива, не разрушающие материал колодки, но отлично разрыхляющие «мезозойские» отложения грязи глубоко в порах колодки. Перед чисткой хорошо смочите рабочие поверхности колодок чистой водой. Затем, насыпьте на поверхность одной из колодок немного чистящего порошка, сложите колодки рабочими поверхностями друг к другу, и хорошо, интенсивно потрите колодки друг о друга. После, промойте колодки в проточной воде, удалите остатки порошка старой зубной щёткой. Перед установкой, колодки необходимо хорошо просушить. Роторы так же нужно протереть бензином или средством для чистки тормозов. Подобную глубокую чистку колодок полезно делать раз в год в конце сезона, даже если вы катаетесь только по сухой погоде.