Выбор вашего первого велосипеда.
|
Цена (руб.) |
Вилка |
Передний |
Задний |
Переключатели |
Кассета |
Система |
Тормоза |
9730 |
SR Suntour M2000, 63мм |
SR Suntour XCM |
Shimano TX-71 |
Shimano EF-50 |
Shimano 14-34T, 7sp |
SR Suntour |
v-brake |
10290 |
SR Suntour M-2000, 50мм |
Shimano C-050 |
Shimano TX-51, 7sp |
Shimano EF-50 |
Shimano TZ-07, 7sp, 14-28T |
Suntour XCC-150, 22/34/42T |
v-brake |
11130 |
RST Gila T8, 80мм |
Shimano FD-C051 |
Shimano Acera |
Shimano Acera ST-EF50 |
Shimano CH-HG30 8sp, 11-32T |
Suntour XCC |
Tektro IO, механические, ротор 160мм |
12810 |
SR Suntour XCT-75, 75мм |
Shimano C-050 |
Shimano Altus, 7sp |
Shimano EF50 |
Shimano TZ-07, 7sp, 14-28T |
Shimano FC-151, 24/34/44T |
*Hayes MX-4, дисковый, механический |
13335 |
Suntour XCR, 100мм, масляный демпфер |
Shimano M-330 |
Shimano Deore M-531 |
Shimano Alivio Rapidfire |
Shimano CH-HG30 8sp, 11-32T |
Shimano Acera FC-M311, Octalink, 22/32/44T |
v-brake |
16205 |
Rock Shox Dart 1, 100мм |
Shimano FD-C051 |
Shimano Alivio |
Shimano EF-60 |
Shimano CH-HG30 8sp, 11-32T |
Shimano FC-M311, Octalink, 22/32/44T |
*Shimano 415, дисковый, механический |
18200 |
*Marzocchi MZ Comp, 120мм |
Shimano Altus |
Shimano Alivio |
Shimano EF-60 |
Shimano HG-40, 8sp, 11-30T |
Truvativ Blaze, 22/32T |
*Hayes MX-4, дисковый, механический |
20230 |
RST Omega, 100мм. |
SR XCR 414 |
Shimano Deore |
Shimano Deore LX Rapidfire Plus-SL |
Sram PG-950 9sp, 11-32T |
Shimano M442 Octalink, 44/32/22T |
Tektro Auriga Comp гидравлика |
23765 |
Marzocchi, MZ Race, 100мм |
SR XCR 414 |
Shimano XT Shadow |
Shimano Deore LX Rapidfire Plus-SL |
Sram PG-950 9sp, 11-32T |
Shimano M442 Octalink, 44/32/22T |
Tektro Auriga Comp гидравлика |
27510 |
Marzocchi Dirt Jumper 3, 120мм |
Shimano Alivio |
Shimano Deore 8sp |
Shimano Alivio |
Shimano HG-40, 8sp, 11-30T |
Truvativ Hussefelt, стандарт Howitzer |
Shimano 485, дисковый, гидравлический |
33425 |
Rock Shox Tora 318 Solo Air |
Shimano Deore LX |
Shimano XT Shadow |
Shimano Deore LX Rapidfire Plus-SL |
Sram PG-950 9sp |
Shimano Deore M532, 44/32/22T |
Shimano 485, дисковый, гидравлический |
37660 |
Rock Shox Recon Race Air |
Shimano Deore LX |
Shimano XT Shadow |
Shimano Deore LX Rapidfire Plus-SL |
Sram PG-950 9sp, 11-32T |
Shimano Deore M532, Octalink, 44/32/22T |
Shimano 485, дисковый, гидравлический |
48370 |
Marzocchi 55 ATA 2 |
Sram X.7 |
Sram X.9 9sp |
Sram X.7 9sp |
Sram PG-950, 9sp, 11-34T |
Truvativ Hussefelt, стандарт Howitzer |
Hayes Stroker Trail, дисковый, гидравлический |
В сравнительной таблице одинаковым цветом выделены компоненты, которые не имеют отличий, заметных в обычной эксплуатации, а так же принципиальных конструктивных отличий. И пусть вас не смущает, что в одну группу попали компоненты разных классов. Класс оборудования – это придумка производителя. Если внимательно и беспристрастно изучить устройство, например, двух задних дерайлеров «Shimano Altus» и «Shimano Alivio», то отличия между ними будут не так уж велики, как нам пытаются доказать ценники.
Анализируя таблицу, можно сразу заметить достаточно большую группу велосипедов, сильно отличающихся по цене, но примерно одинаковых по качественному составу оборудования. Это первые семь позиций. Самые заметные различия тут, это тип тормозов. Оставшиеся модели тоже просятся в свою группу. В этой группе наблюдается резкое сокращение компонентов среднего уровня и полное отсутствие начального уровня. Это уже те самые «крутые байки», причем, чем дальше – тем круче. И это понятно. Вилка «Rock Shox Recon» просто по моральным соображениям не может стоять на одной раме с дерайлером начального класса «Tourney». Люди не поймут.
Что интересно, финансовой границей этих двух групп является цифра примерно в 20 тысяч рублей (в ценах 2008 года). Это как раз та самая сумма, которой оперируют любители оценивать качество велосипеда в рублях. Но если не полениться, и хорошо подумать, а так же понаблюдать, на чём катаются байкеры в вашем городе, то становится ясно, что этой суммой ограничена большая группа популярных у простого народа моделей. И модели эти, несмотря на свою стоимость, прекрасно работают.
А как же рама? – спросит внимательный читатель - раму-то автор забыл! Нет, раму автор не забыл. Просто оставил напоследок, чтоб показать, что при более-менее одинаковой комплектации, разница в цене как раз приходится на раму. И именно рама, и только рама, имеет отношение к тому или иному производителю велосипедов. Выбирая марку велосипеда, мы, по сути дела, выбираем всего лишь раму.
Ну, хватит философии, пора делать выводы. Конечно же, выбирая свой первый велосипед, совершенно необязательно проводить такой анализ велорынка, как в данной статье. Достаточно просто воспользоваться его результатами.
Предположим, вы неуверенны, будете ли в дальнейшем убеждённым сторонником «велосипедизма». Или заранее знаете, что самое большее, что вам нужно от велосипеда, это прогулки по парку и недалёкие загородные покатушки после хорошего шашлычка. В этом случае, самые подходящие кандидаты на роль вашего байка – это модели, выделенные серым цветом в первой колонке. Цена и комплектация в разных магазинах и у разных производителей (рам) будут отличаться. Но суть останется такой же. Это недорогие компоненты начального уровня, совершенно нормально работающие при аккуратном обращении и умеренных амбициях. Комплектуются такие велосипеды простыми пружинно-эластомерными вилками, столь ругаемыми, но, несмотря на это, продолжающими исправно выполнять свои функции настолько, насколько способны. В общем, будьте аккуратны, и не требуйте от своего «коня педального» невозможного.
Рассмотрим следующую группу, выделенную тёмно-голубым цветом в первой колонке. Это для людей с более серьёзными намерениями. Эта группа велосипедов является теми самыми «рабочими лошадками», пригодными для большинства любительских задач. Они пригодны для регулярных поездок по городу, для покатушек в выходные дни по грунтовым и просёлочным дорогам, а так же для несложных походов длительностью в несколько дней. От первой группы эти велосипеды отличаются большим количеством скоростей (24 скорости вместо 21), наличием дисковых механических тормозов и передних вилок более высокого уровня в конце группы. Каковы же преимущества этой группы? Если судить объективно, то почти никаких. Самое большое преимущество второй группы, это применение на заднем колесе восьмискоростных кассет вместо семискоростных трещоток в первой группе. Задняя втулка с кассетой, по своей конструкции устроена так, что способна нести более высокую нагрузку без риска изгиба оси заднего колеса. Это позволяет использовать велосипеды из второй группы для походов.
Наличие дисковых тормозов в рассматриваемой группе вряд ли можно отнести к преимуществам. К недостаткам их тоже отнести нельзя. Вещь на любителя – для создания приятного разнообразия при выборе. Единственное, на что следует обратить внимание, это на то, не мешает ли задний дисковый тормоз установке багажника. Попросите продавца взять багажник и примерить его на понравившуюся вам модель. Всё сразу станет понятно. И ещё один важный момент. Следует знать, что передний дисковый тормоз в момент торможения, создаёт сильное скручивающее усилие на вилке. Сегодня подавляющее большинство вилок имеют крепление для дискового тормоза, но далеко не все они способны долго выдерживать интенсивные торможения. Поэтому, либо будьте аккуратны, либо выбирайте вилку покрепче. Вообще, спор о том, что лучше – вибрейки или дисковые тормоза, длится давно, и конца и края ему не видно. Тема эта достаточно обширна и мы не будем на ней останавливаться в рамках данной статьи. Этот вопрос заслуживает отдельного разговора.
Обсуждая вторую группу, следует немного поговорить о вилках. Если вы решили связать свою велосипедную судьбу с пружинно-эластомерной вилкой – будьте бдительны. При выборе велосипеда, обязательно убедитесь, что пружины установлены в обеих ногах вилки. В последнее время стали попадаться «шедевры» технической мысли с совершенно пустой второй ногой. Распознать их несложно – обычно на левой ноге, на которую крепится дисковый тормоз, сверху есть регулятор предварительной нагрузки, а на правой установлена простая заглушка. Естественно, продавцы вас будут убеждать, что всё так и должно быть, что современные технологии… новые материалы… технические решения… И так далее, и тому подобное. Не верьте. Технологии тут ни при чём – это банальное стремление сэкономить за спиной у покупателя. Законы механики ни кто не отменял. Такая вилка будет испытывать очень неравномерные нагрузки, в ногах вилки будет постоянный перекос, что приведёт к быстрому выходу вилки из строя. Что интересно, на таких вилках нередко можно встретить относительно престижные надписи. И ставятся они порой на достаточно дорогие модели велосипедов.
И последнее замечание о вилках. Настоятельно рекомендую не принимать всерьёз категоричные заявления о том, что «…пружинно-эластомерные вилки не имеют отношения к амортизационным и от рождения люфтят». Такие утверждения, обычно, порождаются либо нежеланием думать и анализировать, либо банальным юношеским максимализмом, или же полнейшей технической безграмотностью. А зачастую, и тем, и другим, и третьим. Помните простую истину – покупая ослика, не стоит ждать от него прыти арабского скакуна, и не стоит забывать о том, что и на ослике и на скакуне можно ездить.
Третью группу, ограниченную светло-голубым цветом первой колонки, можно смело назвать «продвинутой». Тут мы наблюдаем преимущественно девятискоростные кассеты, гидравлические дисковые тормоза, пружинно-масляные вилки, и вилки с воздушной подкачкой. Дерайлеры и переключатели так же выросли по своему уровню за редким исключением. Для кого это всё? Для людей с недостаточным уровнем адреналина в крови. Для тех, кому интересно поучаствовать во всевозможных любительских «гонялках», съездить со своим байком в горы и попытаться сломать его на неровных каменистых дорожках. А как же – велосипед-то горный! В последнем случае больше стоит волноваться о собственных костях – шанс поломать их, а не байк, несколько выше. Эта группа велосипедов подойдёт так же для тех, кто может позволить себе добротные и относительно престижные вещи.
Что же у нас в плюсах? Это, конечно же, более чувствительная и настраиваемая вилка. По сравнению с первыми двумя группами, отличия в качестве амортизации кочек и ям будут очень заметны. К плюсам можно отнести и совершенно новый технический уровень тормозов. Как ни крути, а гидравлика в эксплуатации гораздо приятнее. Для торможения достаточно небольших (по сравнению с механическими тормозами) усилий на рукоятке, торможение более управляемо. Механизмы переключения скоростей, при правильной настройке, обеспечат более чёткую работу. Это достигается за счёт исключения из конструкции дерайлеров пластиковых элементов и применения в направляющих роликах закрытых шариковых подшипников. Конечно, с огромным трудом верится, что пара промподшипников и дополнительные двадцать граммов алюминия настолько повышают цену изделия, но что делать – в условиях диктатуры производителя примем эту данность.
А есть ли минусы? А куда же без них… Закон развития техники для велосипедов исключений не делает – чем выше техническая сложность изделия, тем выше требования к его техническому обслуживанию. К обычному набору нехитрых мероприятий по обслуживанию велосипеда добавляется необходимость периодической смены масла в вилке и тормозных системах, поддержание необходимого давления в воздушной камере вилки, сезонная смена масла, если вы планируете кататься круглый год. А случись какая поломка – ремонт будет более дорогостоящим и проблематичным. Сервис у нас в стране ещё прихрамывает.
И, наконец, последняя группа. Светло-оранжевая часть первой колонки. Назовём условно эту группу полупрофессиональной. С плавным уходом по цене и уровню к профессиональным высотам. Целевая аудитория этой группы – дети олигархов, эксцентричные богатые бизнесмены и люди, серьёзно увлекающиеся каким либо видом велоспорта: скоростным спуском (даунхилл), кросскантри и прочей серьёзной велоэкзотикой, где дешевле сразу потратиться на дорогущий байк, чем потом на лечение. По этой причине, не будет большой ошибкой утверждать, что данная группа велосипедов вряд ли заинтересует начинающего байкера.
Чтож, вот мы и определились с примерным разделением велосипедов на группы и с назначением групп. У нас имеется:
1. Группа "Начальная";
2. Группа "Рабочие лошадки";
3. Группа "Продвинутые байки";
4. Группа "Полупрофи".
Из какой бы группы вы не выбрали себе велосипед, его необходимо примерить. Станьте рядом с велосипедом, бедром к седлу. Отрегулируйте седло так, чтоб его поверхность оказалась на уровне вашего тазобедренного сустава. Присядьте на велосипед, удерживаемый помощником. Поставьте ногу пяткой на педаль, находящуюся в нижнем положении "6 часов". Нога должна быть почти полностью выпрямлена в колене. Если это не так, отрегулируйте седло поточнее. На каждом подседельном штыре есть отметка "minimum insertion", ограничивающая длину, на которую штырь может быть выдвинут из подседельной трубы. Возьмитесь рукой за подседельный штырь у торца подседельной трубы, выньте штырь полностью и посмотрите, есть ли достаточный запас длины от удобного для вас положения подседельного штыря, отмеченного вашей рукой, до ограничительной метки. Запас должен быть как минимум 8-10 сантиметров. Верните седло на место, и проверьте так называемый "травматический промежуток". Для этого, станьте в положение, в котором вы оказались бы, если бы пришлось соскочить с седла. При этом ваш таз располагается между носиком седла и рулём, ноги выпрямлены. Проверьте расстояние от верхней трубы рамы до вашей промежности. Это расстояние должно быть не менее ширины вашей ладони. Если оно меньше, то рама вам не подходит. Выбирайте раму с меньшей ростовкой.
В заключение, поговорим немного о рамах. Большой ошибкой было бы думать, что многие рамы из первых двух групп, развалятся под вами после года катания. Такие категоричные утверждения иногда можно встретить на просторах Интернета и среди знакомых. Тут, как и в ситуации с вилками, действует простое правило – каждой вещи своё место. Рамы из этих групп вполне добротные и хорошего качества, и проживут долгую и счастливую жизнь, если вы будете использовать их по назначению. А назначение этих рам – обычная езда по различной местности, без прыжков, трюков и экстремальных нагрузок. Не стоит клясть производителя за лопнувшую пополам раму, если вы спускались на ней с крутого каменистого склона со скоростью 35 км/ч, имея при этом собственный вес далеко за 90 килограммов.
Выбирая велосипед, обращайте внимание на то, что написано на раме. Остерегайтесь неизвестных производителей, если название вам незнакомо – запомните его и поищите информацию об этом бренде. Поинтересуйтесь у продавца, какую гарантию на раму даёт производитель. Конечно, в случае повреждения рамы, это вам не особо поможет, но даст возможность хоть как-то оценить качество рамы при покупке. На хорошие рамы производитель смело даёт минимум десятилетнюю гарантию.
Если у вас нет принципиальных идеологических или финансовых предубеждений против дисковых тормозов – лучше отдать предпочтение им. Или же, выбрать велосипед, пусть и укомплектованный вибрейками, но имеющий на раме крепления для дискового тормоза. Не стоит ограничивать своё будущее – на раму, имеющую крепления для дискового тормоза, установить этот самый тормоз достаточно просто, а вот рама без таких креплений, пожизненно обречена на вибрейки. Естественно, вопрос дисковых тормозов не является принципиальным при выборе велосипеда, но обратить внимание на этот момент стоит.
И последнее. Самый лучший велосипед – это ваш велосипед. И покупаете вы его для того, чтоб он приносил вам радость и пользу. А это целиком и полностью зависит только от вас. Конечно, можно с тяжёлым сердцем отдать немалые для вас деньги за велосипед начального уровня и потом с завистью смотреть на масляные и воздушные вилки, гидравлические тормоза, и прочие байкерские прелести. И с грустью и тоской на собственную скромную «лошадку». А можно, вооружившись поговоркой «лучшее – враг хорошего», с удовольствием и благодарностью пользоваться одним из величайших изобретений человечества. И не сожалеть о том, что у вас нет «крутой» вилки, а радоваться тому, что эта самая вилка есть в природе, и вам есть к чему стремиться. В любом случае – выбор за вами!