Выбор вашего первого велосипеда.Вопросу выбора первого велосипеда посвящено немало статей и тем на форумах. Однако, однозначного ответа сей вопрос так и не имеет. И, вряд ли когда будет иметь, поскольку дело это уж очень индивидуальное. Тут и зависимость от собственных финансовых сил, и от более-менее полного понимания того, зачем же все-таки велосипед приобретается и от многих других вещей. Поэтому, универсального рецепта тут быть не может, а могут быть лишь рекомендации, подходящие к большинству ситуаций.Итак, давайте попробуем взглянуть на мир глазами зелёного новичка, твёрдо решившего пополнить славные байкерские ряды. Вот, однажды, он приходит к мысли, что ему просто необходим хороший горный велосипед. Именно хороший и именно горный. А как же иначе? Скорости там, проходимость и всё такое... Возможно, он к тому времени уже начитался форумов и журналов, и догадывается о существовании в природе слов "кросскантри", "даунхилл" и прочих модных терминов. И, возможно, даже определился со стилем катания. А как же, ведь на всех форумах твердят, что именно с этого надо начинать, после исследования содержимого своего кошелька. В общем, к походу по магазинам наш герой подготовился основательно и в грязь лицом не ударит. А раз так, то пришла пора заглянуть в магазин. И что же там видит будущий байкер? А видит он там длинные ряды совершенно одинаковых, на первый взгляд, велосипедов. Кто из них "кросскантри", кто "даунхилл" а кто "аллмаунтин"? Без менеджера не разобраться. А вот и он, улыбчивый, лёгок на помине. - Чего изволите? - Велосипед мне нужен, даунхилл погонять там, кросскантри всякие... - Даунхилл? Да не вопрос! Вот отличная модель, и недорогая в своём классе - каких-то две тыщи баксов! Да уж. Кому "каких-то", а кому "две тыщи". Чем закончится эта история, можно угадать с большой долей вероятности. А закончится она покупкой вполне обычной бюджетной модели с незатейливой стоковой комплектацией. Той, на которую хватит денег. Никаких воздушных вилок и гидравлических тормозов, и уж тем более - задних амортизаторов. Конечно, из любых правил бывают исключения. Но их доля весьма невелика. Часто в статьях по выбору велосипеда можно встретить утверждение, что ориентироваться нужно, прежде всего, на цену. Всё, что меньше такой-то суммы - это не велосипеды, а хлам. А если здраво поразмыслить? Неужели все магазины настолько не дорожат своей репутацией, что торгуют откровенным «хламом»? Ведь под ярлык «хлам» попадает половина доступного простому смертному ассортимента. С трудом верится. Так уж устроена человеческая натура, проще поддержать то, что уже сказал кто-то, чем думать самому. А продавцам и производителям не нужны думающие покупатели. Им нужны покупатели верящие. Давайте попробуем, вооружившись здравым смыслом и трезвым рассудком, пройти нелёгкий путь от решения купить велосипед, до воплощения этого решения в конкретной вещи, из металла и пластика. Начнём с простого. С приятной прогулки по магазинам города, с целью узнать, что вообще там есть, и сколько это стоит. Наша задача, кроме того, чтобы увидеть предложение, ещё понять, сколько же мы готовы заплатить за нового железного друга. И, главное, не забивать себе голову досужими рассуждениями о стилях катания. Любой стиль катания, это, прежде всего, спортивная дисциплина, требующая специальных навыков, приобретаемых в тренировках и практике, а не в рассуждениях на форуме. Всё остальное - это езда по разнообразной местности для получения удовольствия и общего физического развития. Определиться следует с тем, как именно вы планируете получать это удовольствие - в однодневных прогулках налегке, или же в многодневных велопоходах. Если вы жить не можете без походов, то не стоит в качестве своего первого велосипеда выбирать двухподвес - велосипед с задним амортизатором. На такой велосипед невозможно поставить багажник, способный нести велорюкзак с достаточно большим грузом. Трудности возникают из-за подвижных элементов заднего треугольника рамы - обычный багажник просто не на что опереть, а консольный багажник, разработанный специально для двухподвесов, не может нести груз более пяти-шести килограммов. Если же вы решите, что можно ездить с большим заплечным рюкзаком, то ошибочность своих убеждений поймёте слишком поздно - в нескольких десятках километров от дома. Важное замечание касаемо магазинов. В первую очередь, это относится к любителям сэкономить - упаси вас Бог от всевозможных гипермаркетов, далёких от велосипедной специфики. В таких заведениях, в одном ряду с консервами и китайской лапшёй, за "шапку сухарей" предлагаются велосипеды, внешне похожие на настоящие. Ездить они, конечно, будут, но вот удовольствие от этого вы вряд ли получите. Итак, в голове сформировалась цифра с определённым количеством нулей, которая, по вашему мнению, не особо привлечёт к себе жабу, а так же некоторое количество моделей, которые вам понравились своим внешним видом и оформлением ценника. Вот тут и начинается самый ответственный и непростой этап - выбор. Какими исходными данными мы располагаем? Прежде всего, знанием своего ценового потолка. Это уже сужает круг поисков. Затем, у нас есть ряд моделей, оставшихся внутри более или менее широких рамок нашего ценового диапазона. Сложность выбора будет зависеть от того, что именно мы захватили своей финансовой сетью. Давайте немного отвлечёмся, и проведём небольшое изучение рынка. Если проанализировать всю линейку велосипедов по цене и классу установленного оборудования, то можно выделить ряд групп, внутри которых цена и технические характеристики будут примерно одинаковыми. Причём брэнды, броские надписи на рамах, вилках и прочих частях велосипедного тела, в расчёт не принимаются. Такой подход к классификации, наверняка возмутит некоторых байкеров со стажем, и они будут по-своему правы. Но не будем забывать, что мы смотрим на велосипедный мир незамутнённым взором новичка, которому ещё незнакомы "глобальные" отличия двух, совершенно одинаковых, по сути и устройству, но разных по своему производителю, компонентов. По каким признакам имеет смысл проводить сравнение? Конечно же, по тем, которые непосредственно влияют на ощущения байкера во время езды. В первую очередь, это передняя вилка, передний и задний дерайлеры с переключателями, кассетой и системой. И ещё тормоза. А как же седло, покрышки, педали и грипсы? – спросят люди знающие. Покрышки влияют на накат, а седло – сами знаете, на что. И это действительно так. Но, поскольку покрышки, седло и педали с грипсами можно легко поменять (иногда даже при покупке велосипеда), то учитывать их не стоит. Возьмём ассортимент одного из крупных спортивных магазинов (каталог 2008 года), и расположим предлагаемые публике велосипеды в порядке возрастания цены. Напротив каждой модели укажем те семь компонентов, которые для нас важны, и по которым будем проводить анализ. В результате, мы получим вот такую таблицу: Сравнительная таблица велосипедов (модели 2008 года).
В сравнительной таблице одинаковым цветом выделены компоненты, которые не имеют отличий, заметных в обычной эксплуатации, а так же принципиальных конструктивных отличий. И пусть вас не смущает, что в одну группу попали компоненты разных классов. Класс оборудования – это придумка производителя. Если внимательно и беспристрастно изучить устройство, например, двух задних дерайлеров «Shimano Altus» и «Shimano Alivio», то отличия между ними будут не так уж велики, как нам пытаются доказать ценники. Анализируя таблицу, можно сразу заметить достаточно большую группу велосипедов, сильно отличающихся по цене, но примерно одинаковых по качественному составу оборудования. Это первые семь позиций. Самые заметные различия тут, это тип тормозов. Оставшиеся модели тоже просятся в свою группу. В этой группе наблюдается резкое сокращение компонентов среднего уровня и полное отсутствие начального уровня. Это уже те самые «крутые байки», причем, чем дальше – тем круче. И это понятно. Вилка «Rock Shox Recon» просто по моральным соображениям не может стоять на одной раме с дерайлером начального класса «Tourney». Люди не поймут. Что интересно, финансовой границей этих двух групп является цифра примерно в 20 тысяч рублей (в ценах 2008 года). Это как раз та самая сумма, которой оперируют любители оценивать качество велосипеда в рублях. Но если не полениться, и хорошо подумать, а так же понаблюдать, на чём катаются байкеры в вашем городе, то становится ясно, что этой суммой ограничена большая группа популярных у простого народа моделей. И модели эти, несмотря на свою стоимость, прекрасно работают. А как же рама? – спросит внимательный читатель - раму-то автор забыл! Нет, раму автор не забыл. Просто оставил напоследок, чтоб показать, что при более-менее одинаковой комплектации, разница в цене как раз приходится на раму. И именно рама, и только рама, имеет отношение к тому или иному производителю велосипедов. Выбирая марку велосипеда, мы, по сути дела, выбираем всего лишь раму. Ну, хватит философии, пора делать выводы. Конечно же, выбирая свой первый велосипед, совершенно необязательно проводить такой анализ велорынка, как в данной статье. Достаточно просто воспользоваться его результатами. Предположим, вы неуверенны, будете ли в дальнейшем убеждённым сторонником «велосипедизма». Или заранее знаете, что самое большее, что вам нужно от велосипеда, это прогулки по парку и недалёкие загородные покатушки после хорошего шашлычка. В этом случае, самые подходящие кандидаты на роль вашего байка – это модели, выделенные серым цветом в первой колонке. Цена и комплектация в разных магазинах и у разных производителей (рам) будут отличаться. Но суть останется такой же. Это недорогие компоненты начального уровня, совершенно нормально работающие при аккуратном обращении и умеренных амбициях. Комплектуются такие велосипеды простыми пружинно-эластомерными вилками, столь ругаемыми, но, несмотря на это, продолжающими исправно выполнять свои функции настолько, насколько способны. В общем, будьте аккуратны, и не требуйте от своего «коня педального» невозможного. Рассмотрим следующую группу, выделенную тёмно-голубым цветом в первой колонке. Это для людей с более серьёзными намерениями. Эта группа велосипедов является теми самыми «рабочими лошадками», пригодными для большинства любительских задач. Они пригодны для регулярных поездок по городу, для покатушек в выходные дни по грунтовым и просёлочным дорогам, а так же для несложных походов длительностью в несколько дней. От первой группы эти велосипеды отличаются большим количеством скоростей (24 скорости вместо 21), наличием дисковых механических тормозов и передних вилок более высокого уровня в конце группы. Каковы же преимущества этой группы? Если судить объективно, то почти никаких. Самое большое преимущество второй группы, это применение на заднем колесе восьмискоростных кассет вместо семискоростных трещоток в первой группе. Задняя втулка с кассетой, по своей конструкции устроена так, что способна нести более высокую нагрузку без риска изгиба оси заднего колеса. Это позволяет использовать велосипеды из второй группы для походов. Наличие дисковых тормозов в рассматриваемой группе вряд ли можно отнести к преимуществам. К недостаткам их тоже отнести нельзя. Вещь на любителя – для создания приятного разнообразия при выборе. Единственное, на что следует обратить внимание, это на то, не мешает ли задний дисковый тормоз установке багажника. Попросите продавца взять багажник и примерить его на понравившуюся вам модель. Всё сразу станет понятно. И ещё один важный момент. Следует знать, что передний дисковый тормоз в момент торможения, создаёт сильное скручивающее усилие на вилке. Сегодня подавляющее большинство вилок имеют крепление для дискового тормоза, но далеко не все они способны долго выдерживать интенсивные торможения. Поэтому, либо будьте аккуратны, либо выбирайте вилку покрепче. Вообще, спор о том, что лучше – вибрейки или дисковые тормоза, длится давно, и конца и края ему не видно. Тема эта достаточно обширна и мы не будем на ней останавливаться в рамках данной статьи. Этот вопрос заслуживает отдельного разговора. Обсуждая вторую группу, следует немного поговорить о вилках. Если вы решили связать свою велосипедную судьбу с пружинно-эластомерной вилкой – будьте бдительны. При выборе велосипеда, обязательно убедитесь, что пружины установлены в обеих ногах вилки. В последнее время стали попадаться «шедевры» технической мысли с совершенно пустой второй ногой. Распознать их несложно – обычно на левой ноге, на которую крепится дисковый тормоз, сверху есть регулятор предварительной нагрузки, а на правой установлена простая заглушка. Естественно, продавцы вас будут убеждать, что всё так и должно быть, что современные технологии… новые материалы… технические решения… И так далее, и тому подобное. Не верьте. Технологии тут ни при чём – это банальное стремление сэкономить за спиной у покупателя. Законы механики ни кто не отменял. Такая вилка будет испытывать очень неравномерные нагрузки, в ногах вилки будет постоянный перекос, что приведёт к быстрому выходу вилки из строя. Что интересно, на таких вилках нередко можно встретить относительно престижные надписи. И ставятся они порой на достаточно дорогие модели велосипедов. И последнее замечание о вилках. Настоятельно рекомендую не принимать всерьёз категоричные заявления о том, что «…пружинно-эластомерные вилки не имеют отношения к амортизационным и от рождения люфтят». Такие утверждения, обычно, порождаются либо нежеланием думать и анализировать, либо банальным юношеским максимализмом, или же полнейшей технической безграмотностью. А зачастую, и тем, и другим, и третьим. Помните простую истину – покупая ослика, не стоит ждать от него прыти арабского скакуна, и не стоит забывать о том, что и на ослике и на скакуне можно ездить. Третью группу, ограниченную светло-голубым цветом первой колонки, можно смело назвать «продвинутой». Тут мы наблюдаем преимущественно девятискоростные кассеты, гидравлические дисковые тормоза, пружинно-масляные вилки, и вилки с воздушной подкачкой. Дерайлеры и переключатели так же выросли по своему уровню за редким исключением. Для кого это всё? Для людей с недостаточным уровнем адреналина в крови. Для тех, кому интересно поучаствовать во всевозможных любительских «гонялках», съездить со своим байком в горы и попытаться сломать его на неровных каменистых дорожках. А как же – велосипед-то горный! В последнем случае больше стоит волноваться о собственных костях – шанс поломать их, а не байк, несколько выше. Эта группа велосипедов подойдёт так же для тех, кто может позволить себе добротные и относительно престижные вещи. Что же у нас в плюсах? Это, конечно же, более чувствительная и настраиваемая вилка. По сравнению с первыми двумя группами, отличия в качестве амортизации кочек и ям будут очень заметны. К плюсам можно отнести и совершенно новый технический уровень тормозов. Как ни крути, а гидравлика в эксплуатации гораздо приятнее. Для торможения достаточно небольших (по сравнению с механическими тормозами) усилий на рукоятке, торможение более управляемо. Механизмы переключения скоростей, при правильной настройке, обеспечат более чёткую работу. Это достигается за счёт исключения из конструкции дерайлеров пластиковых элементов и применения в направляющих роликах закрытых шариковых подшипников. Конечно, с огромным трудом верится, что пара промподшипников и дополнительные двадцать граммов алюминия настолько повышают цену изделия, но что делать – в условиях диктатуры производителя примем эту данность. А есть ли минусы? А куда же без них… Закон развития техники для велосипедов исключений не делает – чем выше техническая сложность изделия, тем выше требования к его техническому обслуживанию. К обычному набору нехитрых мероприятий по обслуживанию велосипеда добавляется необходимость периодической смены масла в вилке и тормозных системах, поддержание необходимого давления в воздушной камере вилки, сезонная смена масла, если вы планируете кататься круглый год. А случись какая поломка – ремонт будет более дорогостоящим и проблематичным. Сервис у нас в стране ещё прихрамывает. И, наконец, последняя группа. Светло-оранжевая часть первой колонки. Назовём условно эту группу полупрофессиональной. С плавным уходом по цене и уровню к профессиональным высотам. Целевая аудитория этой группы – дети олигархов, эксцентричные богатые бизнесмены и люди, серьёзно увлекающиеся каким либо видом велоспорта: скоростным спуском (даунхилл), кросскантри и прочей серьёзной велоэкзотикой, где дешевле сразу потратиться на дорогущий байк, чем потом на лечение. По этой причине, не будет большой ошибкой утверждать, что данная группа велосипедов вряд ли заинтересует начинающего байкера. Чтож, вот мы и определились с примерным разделением велосипедов на группы и с назначением групп. У нас имеется: 1. Группа "Начальная"; 2. Группа "Рабочие лошадки"; 3. Группа "Продвинутые байки"; 4. Группа "Полупрофи". Из какой бы группы вы не выбрали себе велосипед, его необходимо примерить. Станьте рядом с велосипедом, бедром к седлу. Отрегулируйте седло так, чтоб его поверхность оказалась на уровне вашего тазобедренного сустава. Присядьте на велосипед, удерживаемый помощником. Поставьте ногу пяткой на педаль, находящуюся в нижнем положении "6 часов". Нога должна быть почти полностью выпрямлена в колене. Если это не так, отрегулируйте седло поточнее. На каждом подседельном штыре есть отметка "minimum insertion", ограничивающая длину, на которую штырь может быть выдвинут из подседельной трубы. Возьмитесь рукой за подседельный штырь у торца подседельной трубы, выньте штырь полностью и посмотрите, есть ли достаточный запас длины от удобного для вас положения подседельного штыря, отмеченного вашей рукой, до ограничительной метки. Запас должен быть как минимум 8-10 сантиметров. Верните седло на место, и проверьте так называемый "травматический промежуток". Для этого, станьте в положение, в котором вы оказались бы, если бы пришлось соскочить с седла. При этом ваш таз располагается между носиком седла и рулём, ноги выпрямлены. Проверьте расстояние от верхней трубы рамы до вашей промежности. Это расстояние должно быть не менее ширины вашей ладони. Если оно меньше, то рама вам не подходит. Выбирайте раму с меньшей ростовкой. В заключение, поговорим немного о рамах. Большой ошибкой было бы думать, что многие рамы из первых двух групп, развалятся под вами после года катания. Такие категоричные утверждения иногда можно встретить на просторах Интернета и среди знакомых. Тут, как и в ситуации с вилками, действует простое правило – каждой вещи своё место. Рамы из этих групп вполне добротные и хорошего качества, и проживут долгую и счастливую жизнь, если вы будете использовать их по назначению. А назначение этих рам – обычная езда по различной местности, без прыжков, трюков и экстремальных нагрузок. Не стоит клясть производителя за лопнувшую пополам раму, если вы спускались на ней с крутого каменистого склона со скоростью 35 км/ч, имея при этом собственный вес далеко за 90 килограммов. Выбирая велосипед, обращайте внимание на то, что написано на раме. Остерегайтесь неизвестных производителей, если название вам незнакомо – запомните его и поищите информацию об этом бренде. Поинтересуйтесь у продавца, какую гарантию на раму даёт производитель. Конечно, в случае повреждения рамы, это вам не особо поможет, но даст возможность хоть как-то оценить качество рамы при покупке. На хорошие рамы производитель смело даёт минимум десятилетнюю гарантию. Если у вас нет принципиальных идеологических или финансовых предубеждений против дисковых тормозов – лучше отдать предпочтение им. Или же, выбрать велосипед, пусть и укомплектованный вибрейками, но имеющий на раме крепления для дискового тормоза. Не стоит ограничивать своё будущее – на раму, имеющую крепления для дискового тормоза, установить этот самый тормоз достаточно просто, а вот рама без таких креплений, пожизненно обречена на вибрейки. Естественно, вопрос дисковых тормозов не является принципиальным при выборе велосипеда, но обратить внимание на этот момент стоит. И последнее. Самый лучший велосипед – это ваш велосипед. И покупаете вы его для того, чтоб он приносил вам радость и пользу. А это целиком и полностью зависит только от вас. Конечно, можно с тяжёлым сердцем отдать немалые для вас деньги за велосипед начального уровня и потом с завистью смотреть на масляные и воздушные вилки, гидравлические тормоза, и прочие байкерские прелести. И с грустью и тоской на собственную скромную «лошадку». А можно, вооружившись поговоркой «лучшее – враг хорошего», с удовольствием и благодарностью пользоваться одним из величайших изобретений человечества. И не сожалеть о том, что у вас нет «крутой» вилки, а радоваться тому, что эта самая вилка есть в природе, и вам есть к чему стремиться. В любом случае – выбор за вами!
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(C) bikeRUS 2009 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||